стрибнути на головну сторінку
 ::: головна сторінка ::: форуми ::: мапа сайту ::: статистика ::: відпочинок :::
Українські Карпати
ПОГОДА
РІЗНЕ
Друзі та партнери

::: ГОЛОВНА / РЕПОРТАЖІ / "Чуден Днепр при тихой погоде", а горы - в любую... :::

"Чуден Днепр при тихой погоде", а горы - в любую...

До чего прекрасный маршрут:
Ясыня - полонына Печенжеска - г.Петрос - г.Шешул - полонына Жоржева - Квасы.

8 марта, солнечно, хорошая видимость. Я, Толик, Вася и Вова вышли из поезда Коломыя - Рахов в Ясинях в 1200. Пройдя 20 мин. по шпалам в сторону Рахова, поворачиваем влево на травянистую тропу и начинаем медленно подыматься вверх, набирать высоту. На средине склона подъем становится круче, начинаю приводить темп движения в соответствие с ритмом дыхания. Всегда получаю удовольствие от этого 45 минутного подема: вибрам хорошо держится на траве, нога не скользит, мягкий пружинистый шаг. Но самое главное - это красивый зеленый покров на земле, слева и справа тропы кустарники и хвойные деревья и, чаще всего, никаких двуногих зверей. Все мысли сосредоточены только на движении и созерцании вокруг. Проходя по этим местам летом, всегда смотриш себе под ноги и влево в надежде найти белый гриб. И я ведь находил их здесь, с той лишь разницей что более чем за 15 лет ходьбы по этим местам такое случалось один или два раза.
А вот и конецподъема, мы вверху на хребте, откуда как на ладони виден предстоящий наш маршрут, полонины Шеса, Печенжеска, по другую сторону ущелья полонина Буковина, Драгобрат, Близница и хребет Горган. Спустя 1 час после выхода на хребет тропа вывела нас в лес. До леса снега небыло, а в лесу все и началось. Снег не глубокий, 20-50 см но рыхлый. Постоянно проваливаешся, сбивается дыхание и, поскольку никаких следов нет, приходится часто менять впередитропящего. Перед полониной Шеса глубина снега стала достигать 1 метра. Как все дружно согласились после 2-ух часов ходьбы организовать чай у ручья. Сказано - сделано. Наскребли с дерева старой коры, разложили ее на снегу, чтоб изолировать костер от снега, наломали сухих веток и через 15 мин. чай готовый. Холодно, мороз, попили чай и рюкзаки на спину.

Маршрут столько раз хоженый и так запечатлелся в глазах, что и ночью не собешся с пути - так кажется. Но это летом-весной-осенью; а как только пускаешся в путь зимой, так и начинаются проблемы: или между этими деревьями проходит тропа, или выше, или ниже. Одним словом если летом этот участок я прохожу за 1 час, то сейчас мы шли более 2 часов. Снега метр и более, рыхлый, совершенно не держит, все время приходится траверсировать. К сожалению, лыжные палки были у Толика и я свои отдал Вове. Так как Толик и без рюкзака весит около 100 кг. при росте под 2 метра (1-ый розряд по альпинизму, удостоверение инструктора), то он надежно всю дорогу замыкал нашу четверку и, выйдя на полонину Печенжеска, был "готовый". Вся нагрузка по пробиванию тропы легла на Вову. Он у нас кроме теории графов (имеет много публикаций в американских, английских и немецких математических журналах) любит еще бегать по парку по утрам в течение 2-3 часов. Одно время даже принимал участие в соревнованиях по ходьбе на 100 км, проходивших в Одессе. Его время - что-то около 17 часов. А если сюда же добавить то, что он 15 лет из года в год ездил в одиночку на Памир в поисках "снежного человека", то с его опытом борьбы со снегом мы полностью перепоручили ему пробивание тропы в снегу. Шли очень тяжело, сказывалась нетренированность. Да и я чуть не пострадал: траверсируя склон, левая нога провалилась в снег по пояс, а правая - сверху на снегу. Лежу на боку, рюкзак тянет вниз и провалившаяся в снег нога идет на излом. Малейшее движение вызывает сполнание вниз, а это приводит к все большей нагрузке на кость провалившейся ноги. По сути, лежу головой вниз, туда же тянет и рюкзак. Сбросить его не могу, держит поясной ремень и усиливающаяся боль в ноге. Кричу Толику, что б помог высвободить ногу, котрая так заклинилась в снегу, что и пошевелить невозможно.Помог Вася, обошлось. Отдышались, идем дальше. При ходьбе пытаюсь укреплять Вовины следы, где формирую носком ботинка ступеньки, где пытаюсь ставить ботинок навкрест следа в попытке упрочить след. Иногда помогает.

Наконец видим просвет между деревями и снежно-белый крутой склон, по которому завтра нам предстоит подыматься. От вида такого склона во всем теле возникает приятная нервная дрожь Но усталость берет свое.
Вова впереди метров 50, Васю вижу позади а вот Толика и не слышно. Под видом как-будтобы ожидания Толика предлагаю Васе сбросить рюкзаки и отдохнуть. Так и делаем, 5 минут блаженного отдыха, хотя до полонины идти то всего 15-20 минут.

Вот и полонина, открытое пространство, хороший наст. Часть колыб повалена ветром, ищем такую, где могли бы поместиться все четверо. Я выбрал ту, в которой останавливался осенью в октябре месяце, остальные со мной согласились. Снега намело по крышу, но возле двери есть проход. Не сговариваясь, все принялись за работу: Вова ищет дрова, Вася их робит а я очищаю нары и место для костра от снега, Толик пытается прийти в себя и изредка дает советы как лучше разложить костер - замашки инструктора аж прут наверх. На Вову эти советы действуют как на быка красная тряпка и ответная реакция не заставила себя ждать - палка швыряется в костер с выкриком "делай сам".
Горит костер, кипит чай. На предложение сварить ужин все ссылаются на отсутствие аппетита.Перекусили бутербродами и так как стало темнеть, разложили спальники и улеглись спать. Колыба прдувается и сверху, и со всех 4-ех сторон, топится по черному.

Утром поднялись в 630, Вася и Толик приняли решение дальше не идти и возвращаться в Ясиня. Вова категорически выступил против приготовления горячего завтрака. Сварили чай, перекусили салом с хлебом и я с Вовой взвалили рюкзаки и пошли вверх. Подъем довольно крутой начинается в 20 метрах от колыбы. Сильный ветер при хорошей видимости. Крепкий наст, но через 50 минут подъема начался ледовый участок. Здесь и понадобился взятый Вовой ледоруб. Вот мы и на хребте, ведущему к малому Петросу и к Петросу. Много ледовых участков, ветер валит с ног. При подеме на Петрос стараемся идти по правой стороне в 10-15 метрах от карниза и склона в сторону Говерлы. Но чем дальше справа, тем больше ледовых участков. Отдельно выглядывающие камни служат хорошей опорой для ног. Из-за холода и сильного ветера пришлось утеплиться. Не успел повернуться, чтоб снять рюкзак и вынуть ветровку, как тут же был повален наземь. Выручил ледоруб.

Вот мы и на Петросе. Как я и предполагал - шли от колыбы чуть больше трех часов. Но какой ветер, даже вершинка Петроса не защищает нас от него.. Съели по несколько конфет и пошли на спуск в сторону г. Шешул. Хороший наст, куда ни глянешь - много снега, чистого, сверкающего, никем не топтаного. А вид какой: впереди г.Шешул, чуть правее - г. Близница, еще правее - остроглавый красавец Хомяк, г.Синяк, Довбущанка. Весь хребет Горган как на ладони. И все сверкает, а до чего красивый хребет , идущий от Близницы до г. Думен возле Рахова. Да! Ради таких минут счастья стоит жить,

Все бы хорошо, но сказывается усталость, ветер на спуске уже не так донимает. Снял ветровку, остался в свитере и штормовке. Вова снял пуховку. И вдруг "мой" Вова закомандовал спускаться влево к невиднеющимся вдали колыбам, к которым около 1-1.5 часа ходьбы. Мол посмотрим что они из себя представляют. Это уже авантюризм. Я эти места знаю. Если б это было лето, то запросто в шортиках можно туда сбегать. А сейчас, когда в любую минуту тучи могут накрыть нас и это при полном отсутствии каких-либо ориентиров - гарантированая ночевка в палатке. Меня это не пугает, так как я для перестраховки всегда в таких походах беру с собой палатку. Жизнь научила. Однажды в одиночку двое суток сидел в палатке на Черногорье в 2-х часах ходьбы от озера Несамовытое, ждал видимости. В нашем же случае можно застрянуть неизвестно на сколько дней, а во вторник мне быть на работе.
– Вова, и не подумаю. Идем на Шешул.
– Но ты говоришь, что устал!
– Вова. Я повторяю тебе, идем на Шешул. Перевалим его и остановимся в колыбе возле биостационара.

Так мы с Вовой препирались около 10 минут. Я не знаю как он ориентировался на Памире, но в Карпатах я с Вовой дважды чуть не попал в просак. Более 10 лет назад пошли мы с ним на г. Поп Иван. Вышли на Смотрич - а дальше темень, ветер и не видно ни зги. Вова говорит, что дорогу дальше он знает. Хорошо, идем. Но почему же он все все время движется влево? Ведь после Смотрича идется чуть правее минут 20 вниз а через 30-35 минут выходится на Черногорский хребет.
– Вова, мы не туда идем. Мы спускаемся вниз к старому фундаменту, возле которого летом иногда останавливаются туристы, так как вверху нет воды .

Вова подумал, подумал и согласился со мной, что можем заблудиться.Тем более, что на перемычке совершенно нет никаких ориентиров. Что ж, на этот раз гора не пустила нас к себе - мол приходите в следующий раз. Правда, в ту зиму я еще дважды пытался подняться на Поп Иван, но гора так и не приняла меня, видимость была 15-20 метров. И такое бывает, да не раз. Гору надо уважать.

А второй раз я с Вовой пошли в 2-х дневный поход на Шпицы. В первый день была ветренная с хорошей видимостью погода и мы из Лазещины дошли до Шпицов. Красота девственная, первозданная, ближе к склону - снег, журчит ручей, слева - заросли альпийской сосны, чистая свежезеленая трава (поход был в конце мая). Мы освободили от дерна небольшой участок земли и на этом месте сделали костер, приготовили суп, чай, поели и пошли бродить алево и вправо. А на следующий день - непогода, дождь, туман, видимость около 30 метров. Утром приготовили завтрик, покушали, убрали после себя, положили на место дерн. Одев рюкзаки, начали выбираться вверх по склону на хребет. Выйдя на Черногорский хребет, Вова повернул влево.

– Вова, ты куда?
–  На Говерлу.
–  Но ведь ты идешь в сторону Попа Ивана. Вспомни, что стоя внизу в ущелье мы видим перед собой склон Черногорья. Пришли мы сюда справа со стороны Говерлы, следовательно и сейчас мы должны двигаться в правую сторону.
Вова согласился.

Вот поэтому сейчас я с таким упорством настаивал на движении в сторону г. Шешул. Может я просто перестраховщик - ну и пусть, лучше перестраховаться, чем навечно остаться в этих местах.
Мне до сих пор помниттся тот день, когда под Близницей замерзли четверо туристов из Николаева. А я в то время с товарищем шел из Квасов через Шешул-Петрос на Ясиня. 1.5 часа мы искали спуск с Шешула и только летом я увидел, что спустились мы в лавиноопасном месте. В тот день был сильный ветер, мороз около 20-25 градусов и видимость до 30 метров. Как хорошо, что у нас были с собой палатка и примус, потому что Петроса в тот день мы так и не нашли и, как оказалось на следующий день, остановились в небольшой ложбинке в 20 минутах ходьбы от вершины Петроса.
А в этот раз Вова выдал: больше я с тобой ходить не буду, ты уже постарел, не тянешь. Молчу, главное - результат, а там видно будет. И "как в воду глядел".

Продолжаем движение, Вова впереди а я за ним. Во время одной из остановок я говорю Вове, что в ущелье справа от Шешула есть хорошая колыба и в ней черновицкие ребята из университета неоднократно встречали новый год. Оказалось, что Вова знает эту колыбу и мы направились к ней. От ложбинки под Шешулом со стороны Петроса вниз идет крутой снежный склон. Хороший твердый фирн, вибрамы не скользят Вова спускается впереди, а в 50 метрах от него вбивая каблуки вибрамов в фирн иду я. Около 3-х часов дня мы были в колыбе. Одна ферма разрушена полностью, у второй под тяжестью снега проломлена крыша. Стоит пустой сарай, а мы идем к 2-х этажному домику. На 1-ом этаже выбиты все окна и гуляет ветер. Подымаемся по деревянной лестнице на 2-ой этаж. В коридорчике оконные проемы закрыты целлофаном, входим в маленькую комнату. Красота - 2-ое нар на 2-3 человек каждые, печка и нарубанные дрова. Вместо отсутствующего в печке железа с конфорками положили кусок жести. Чуть ниже домика журчит ручей.

Нет божественнее напитка, чем чай. Вова принес воды и пока онвозился с печкой я на примусе приготовил чай.
Итак, путь от полонины Печенжеска до колыбы возле полонины Шумнеска занял у нас около 7 часов хода. Поскольку у нас был один день в запасе (Вова в основном сидит не на кафедре, а занимается дома или в библиотеке, у меня же понедельник - библиотечный день), то его мы решили провести в этой колыбе.

И как же я был прав, когда на следующий день тучи затянули небо, ночью пошел снег, перешедший днем в мелкий моросящий дождь а вечером - в снежную крупу. Надоело сидеть в колыбе и я решил сбегать в сторону биостационара и подняться до половины Шешула. Выше видимости не было.

Зато в понедельник природа подарила нам царственную погоду. Морозец, чудесный фирн, все и везде блестит и сверкает, снежные карнизы переливают всеми красками, так что глаз не оторвешь. Позавтракав в 8 часов, до начала 11 мы, как очумелые, стояли на улице и во все стороны крутили головой не в силах насмотреться. Позади сверкающий кулуар Шешула с нависающими снежными козырьками, впереди виднеется пичок Близницы и путь к нему со стороны полонины Браивка, что высится над Квасами.

Собрали рюкзаки, дошли к биостационару и опять застряли минут на сорок. Стоим с дурацкой улыбкой на лице и не можем оторвать взгляда от виднеющихся вокруг гор. Любуемся видами хребта, идущего от Близницы до телевышки под Раховом. Позади в 200-ах метрах видны мощные снежные козырьки склона Шешула, расположенного между сыроварней и дальней за перегибом фермой. Об этом надо не читать, а это надо видеть. На биостационаре лает собака, наверное пересмена сторожей - один ушел вниз в Квасы, а второй еще не пришел.
Этого сторожа мы встретили на спуске на полонине Жоржева. Здесь уже есть проплешины, виднеется прошлогодняя трава. Тепло, светит солнце и подувает слабый ветерок. Почему б не приготовить чай, время позволяет. Мы так и сделали. Солнце, тепло, вкусный чай с ароматом дыма - благодать.

Но пора бежать вниз. А там оказывается, что поезд Рахов - Ивано-Франковск прибывает в Квасы не в 1550 как было всегда, а в 1400. Мы же пришли на вокзал в 1345. Я на это могу только одно сказать - все мы знаем кого должны благодарить за это. Так слава же Ему во веки веков.

И какое же было наше удивление, когда на следующий день по прибытии в Черновцы Толик сообщил, что по пути от ручья полонины Шеса до полонины Печенжеска нас сопровождали волки. Их следы неоднократно пересекали наши. Каждый вправе делать выводы самостоятельно.